О работе морехозяйственного комплекса Одесской области

11 Июл

В статье подводятся оперативные итоги работы морехозяйственного комплекса Одесской области за 5 месяцев 2012 года, намечаются перспективы функционирования морских торговых портов в свете вступления в силу Закона “О морских портах Украины”, в частности, освещаются новеллы в отношениях по поводу взимания портовых сборов. Особенное внимание автор уделил функционированию баз-стоянок маломерных судов на территории Одесской области.

Оперативные итоги работы морехозяйственного комплекса Одесской области за 5 месяцев 2012 г.
Через территорию Одесской области проходят пять международных транспортных коридоров: критские — седьмой и девятый, транспортный коридор TRACECA (Европа—Кавказ—Азия), коридоры Балтийское море — Черное море и Черноморское транспортное кольцо — транспортный коридор вокруг Черного моря Организации Черноморского Экономического Сотрудничества (ОЧЭС). Морехозяйственный комплекс области представлен морскими торговыми портами: Одесским, Ильичевским, Измаильским, “Южным”, Белгород-Днестровским, Ренийским, Усть-Дунайским, а также частным Ильичевским морским рыбным портом. Морской и речной транспорт представляют судоходные компании: ОАО “Украинское Дунайское пароходство”, ЗАО “Судоходная компания “Укрферри”.  Порты имеют соответствующую инфраструктуру для осуществления грузовых операций по переработке сухих и наливных грузов, перевозки пассажиров и выполнения вспомогательных функций: бункеровки, отстоя транспортных, специализированных и служебно-вспомогательных судов. Мощность портов Одесской области в 2011 г. составила 65% от общей мощности портов государства. Крупнейшие порты Одесской области — Одесский, Ильичевский, “Южный”.
Падение объемов переработки грузов по итогам 5 месяцев 2012 г. связано с неблагоприятными погодными условиями в январе и феврале 2012 г., что стало причиной замерзания акватории портов и Дуная, а затем привело к полному закрытию навигации на всех участках реки и замедлило работу в других портах. Так, в структуре грузооборота ГП “Измаильский МТП” преобладают грузы для стран, через территорию которых протекает р. Дунай. На эти страны приходится 96,6% грузооборота указанного порта, из них 91% распределяется между такими странами: Австрия (38%), Сербия (25%), Болгария (17%), Румыния (11%). В связи с ледовыми обстоятельствами порт не смог переработать около 400,0 тыс. т грузов. В январе—мае 2012 г. по сравнению с соответствующим периодом 2011 г. изменилась структура грузооборота ГП “Измаильский МТП”. На 5,3% увеличился транзит за счет роста перевалки российского угля, и уменьшился экспорт на 53,5% из-за закрытия металлургического комбината в ЮС “Стил” (Сербия). Относительно обработки контейнеров в морских торговых портах, то в последние годы периодически происходили кризисные остановки растаможивания из-за разногласия в работе контролирующих органов, что привело к частичной потере контейнеропотоков. Сокращение объемов прохождения грузов в контейнерах на ГП “Ильичевский МТП” связано:
— с нестабильной ситуацией на рынке контейнерных перевозок, которая не позволяет восстановить объемы предыдущих периодов;
— не прогнозируемыми во времени процедурами контроля прохождения грузов и транспортных средств и непрозрачными подходами к определению таможенной стоимости товаров, импортируемых в контейнерах;
— отсутствием возможности клиентуры выбирать место завершения таможенного оформления между территорией пункта пропуска “Ильичевский МТП” и за портовым грузовым таможенным комплексом. Как следствие, произошло перераспределение контейнеропотоков на другие зарубежные и отечественные стивидорные мощности. Несмотря на негативные тенденции, ГП “Одесский МТП” увеличило переработку грузов в контейнерах на 1,5% по сравнению с январем—маем 2012 г., что составило 173,9 тыс. TEU, или 1987,3 тыс. т. Поскольку значительная часть грузов из/в порты области транспортируется по железной дороге, то закономерными являются колебания объемов перевозки грузов Одесской железной дорогой в соответствии с грузопереработкой морских торговых портов. Однако перевозки грузов Одесской железной дорогой за 5 месяцев 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились на 5,2%. Значительно возросли экспорт (на 16,9%) и импорт (на 14,5%), но при этом имело место снижение перевозки транзитных грузов (на 20%) в связи с общим снижением транзита грузов.
Для улучшения ситуации и увеличения объемов переработки грузов морские торговые порты Одесской области планируют провести модернизацию производственных мощностей и реализовать ряд инфраструктурных проектов. Основными инвестиционными проектами в 2012 г. являются:
ГП “Одесский морской торговый порт”:
— строительство контейнерного терминала в рамках проекта “Развитие Карантинного мола”, в 2012 г. планируется вложить 636,2 млн грн.
ГП “Ильичевский морской торговый порт”:
— реконструкция причалов №№ 7, 8, 9, реализуемая в рамках кредитного проекта “Развитие инфраструктуры Ильичевского морского торгового порта” с Европейским банком реконструкции и развития;
— реконструкция терминала с причалами №№ 1, 2 под перегрузку контейнеров;
— развитие перегрузочного комплекса с причалами №№ 14,15 для переработки насыпных и навалочных грузов в экспортно-импортном и транзитном направлениях.
ГП “Морской торговый порт “Южный”:
— большинство капвложений в 2012 г. будет направлено в капитальное строительство — 1090,2 млн грн., львиная доля которых (600,1 млн грн.) приходится на строительство причала № 10.
ГП “Ренийский морской торговый порт”:
— ремонт железнодорожных и подкрановых путей — 600 тыс. грн.;
— ремонт служебных зданий, складов — 600 тыс. грн.;
— ремонт судов портового флота — 900 тыс. грн.;
— ремонт портальных кранов, автопогрузчиков, автотехники — 900 тыс. грн.
ГП “Измаильский морской торговый порт”:
— строительство специализированного перегрузочного комплекса минеральных удобрений мощностью 450 тыс. т в год на причалах №№ 31, 32. Строительство нового перегрузочного комплекса для насыпных (угольно-рудных) грузов на причалах №№ 27, 28;
— модернизация портальных кранов типа “Альбатрос”, “Сокол”, “Кондор” в количестве 5—6 единиц с целью увеличения их эксплуатационного ресурса и повышения производительности на 7—10%;
— организационно-технологическое усовершенствование работы причалов №№ 12—14, 16—18, 23—26, что позволит повысить способность порта обрабатывать металлогрузы в объеме 450—500 тыс. т в год.
ГП “Белгород-Днестровский морской торговый порт”:
— учитывая высокий уровень цен на рынке дноуглубления, планируется приобретение земснаряда производительностью 200—250 тыс. куб. м в месяц стоимостью 10,0 млн грн., что снизит стоимость дноуглубления подходных каналов и повысит возможность содержания каналов в судоходном состоянии в течение года.
Для определения приоритетных направлений государственной политики развития Украинского Придунавья в ближайшее время планируется выездное заседание Комитета по вопросам транспорта и связи ВР “О законодательном обеспечении развития транспортной инфраструктуры Украинского Придунавья”. Планируется также рассмотрение проектов развития инфраструктуры Ренийского морского торгового порта, Измаильского морского торгового порта, морского торгового порта “Усть-Дунайск” и ЧАО “Украинское Дунайское пароходство”.
Дальнейшее функционирование морских торговых портов в свете вступления в силу Закона Украины “О морских портах”
8 июня 2012 г. Президент Украины подписал принятый ВР во втором чтении Закон Украины “О морских портах”. Этот законодательный акт определяет правовые, организационные и экономические основы деятельности морских портов. Законом определены особенности приватизации объектов портовой инфраструктуры. Согласно требованиям Закона, объектами приватизации могут быть единые имущественные комплексы государственных предприятий и акции, принадлежащие государству в уставном капитале хозяйственных обществ на конкурентной основе. Предусмотрена возможность аренды причалов и земельных участков, на которых они расположены, до 49 лет и единых имущественных комплексов. Законом определено, что функционирование и развитие морских портов осуществляется на принципах объединения интересов и деятельности государства в лице службы капитана морского порта, администрации морских портов Украины, других государственных предприятий и субъектов хозяйствования, которые осуществляют хозяйственную деятельность в морском порту. Расширена сфера действия Закона за счет расширенного определения предмета регулирования — “отношения в сфере портовой деятельности” (ранее фигурировал перечень субъектов регулирования). Эти предприятия портовой деятельности Украины сегодня находятся в частной собственности. В Законе введено понятие морского терминала, что, по сути, упрощает организационные вопросы в работе причалов и перегрузочных комплексов, находящихся в управлении стивидорных компаний. Пункты пропуска через госграницу Украины теперь могут быть открыты КМУ как на территории морских портов, так и на территории морских терминалов. В Законе особое внимание уделяется стратегии
развития морских торговых портов. Определены краткосрочные (на 5 лет), среднесрочные (10 лет) и долгосрочные (на 25 лет) планы развития портов. Стратегия развития морских портов Украины на 25 лет разрабатывается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сферах морского и речного транспорта и утверждается КМУ.
Согласно Закону, “для осуществления хозяйственной деятельности, управления государственным имуществом в порту, обеспечения безопасности судоходства, общей безопасности, включая охрану судов и портовых средств, содержание инфраструктуры порта по решению центрального органа исполнительной власти в области транспорта в сфере его управления создается администрация порта.
Перераспределение субъектов взимания портовых сборов
В частности, Законом обусловлено взимание причального и корабельного сборов операторами (эксплуатирующими организациями) морских терминалов и причалов. Введено определение государственного Реестра морских портов Украины, ведение которого регламентируется порядком, установленным КМУ. Внесение порта или морского терминала в Государственный реестр морских портов и морских терминалов до отвода соответствующей акватории государственной администрации порта и(или) определения морской администрации порта, на которую возлагаются функции государственного надзора за безопасностью судоходства в акватории порта и услуг на территории порта или морского терминала, запрещено. Центральный орган исполнительной власти в транспортной отрасли обеспечивает своевременное информирование
об изменениях в перечне и статусе портов и морских терминалов в соответствии с международными обязательствами Украины. Законом также предусмотрено: “в случае исключения морского порта из Государственного реестра морских портов и морских терминалов порядок дальнейшего использования акватории, территории и специализированного имущественного комплекса и другого государственного имущества, закрепленного за государственной администрацией порта, определяется Кабинетом Министров Украины”. Законодательным актом внесены изменения в Кодекс торгового мореплавания Украины; Земельный и Водный кодексы Украины; законы “О плате за землю”, “О налоге на добавленную стоимость”. Следует отметить, что Закон вступает в силу через 12 месяцев со дня его опубликования, кроме пунктов 3, 4, 5 и 6 раздела VI (заключительные положения), которые вступили в силу со дня опубликования Закона. Согласно пункту 3 Заключительных положений Закона Государственные предприятия — морские порты, другие предприятия морского транспорта, на которые в день вступления в силу настоящего Закона распространяется определение термина “морской терминал”, в которых на день вступления в силу настоящего Закона осуществляется предоставление услуг, считаются открытыми независимо от дня внесения сведений о них в Реестр морских портов Украины. Сведения о морских портах, функционирование которых организовано в соответствии с настоящим Законом, и морских терминалах вносятся в Реестр морских портов Украины в установленном законодательством порядке. Предприятия морского транспорта, на которые на день вступления в силу настоящего Закона распространяется определение термина “морской терминал”, независимо от их места нахождения в пределах или за пределами существующих государственных предприятий-морских портов, подлежат включению в границы морского порта, акваторией которого они пользуются, или в пределы ближайшего морского порта.
Территория таких морских терминалов, в том числе территориально отделенная от основной территории морского порта, включается в рамки соответствующего морского порта. Пункты пропуска через государственную границу Украины и зоны пограничного и таможенного контроля, открытые до вступления в силу настоящего Закона на территориях расположения предприятий морского транспорта, на которые на день вступления в силу настоящего Закона распространяется определение термина “морской терминал”, продолжают функционировать в пределах территории соответствующих морских портов. Согласно пункту 4 Заключительных положений Закона, временно, до создания национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере транспорта, ее функции и полномочия, выполняет центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализующий государственную политику в сфере морского и речного транспорта.
Согласно пункту 5 Заключительных положений Закона реализация этого Закона не влечет досрочное прекращение договоров об использовании объектов портовой инфраструктуры, которые были заключены государственными предприятиями-морскими портами или государственными органами с субъектами хозяйствования до вступления в силу Закона. Все документы разрешительного характера на строительство объектов портовой инфраструктуры, выданные до вступления в силу Закона, в том числе центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную политику в сфере морского и речного
транспорта, сохраняют силу. Расположенные в пределах акватории морского порта подводные гидротехнические сооружения (каналы, операционные акватории причалов и т.д.), которые были построены за счет частных инвестиций до вступления в силу Закона и внесенные в Реестр гидротехнических сооружений в установленном законодательством порядке, с согласия владельцев таких гидротехнических сооружений подлежат передаче в государственную собственность в лице администрации морских портов Украины на компенсационной
основе. Стоимость таких гидротехнических сооружений определяется путем проведения независимой оценки. Компенсация стоимости гидротехнических сооружений осуществляется в соответствии со статьей 27 Закона. Согласно пункту 6 Заключительных положений
Закона КМУ в течение 10 месяцев со дня опубликования Закона надлежит привести в соответствие с настоящим Законом организационно-правовую модель функционирования морских портов, в связи с чем поручено:
— обеспечить принятие нормативно-правовых актов, направленных на реализацию Закона;
— в трехмесячный срок обеспечить подготовку и представление в ВР законопроекта о внесении изменений в законодательные акты по комплексному урегулированию отношений, связанных с созданием на водных объектах искусственных земельных участков для целей строительства на них зданий, сооружений и/или их комплексного освоения в целях строительства;
— организовать мероприятия по разработке и утверждению в новой редакции Стратегии развития морских портов Украины;
— обеспечить создание государственной системы управления и контроля в сфере деятельности морских портов в соответствии с настоящим Законом и Кодексом торгового мореплавания Украины;
— обеспечить проведение инвентаризации имущества государственных предприятий-морских портов, определить в каждом государственном предприятииморском порту пообъектный перечень стратегических объектов портовой инфраструктуры и единых имущественных комплексов, которые могут быть выделены в отдельные предприятия и осуществлять полноценную хозяйственную деятельность, а также принять другие меры для подготовки к реорганизации государственных предприятий-морских портов;
— обеспечить проведение реорганизации государственных предприятий-морских портов;
— обеспечить проведение инвентаризации каналов, предназначенных для судоходства, находящихся на балансе государственных предприятий, и их закрепление за администрацией морских портов Украины после ее создания;
— обеспечить разработку и принятие обязательных постановлений и свода обычаев каждого морского порта, обеспечив соблюдение законных прав и интересов субъектов портовой деятельности, вытекающих из действующих на день вступления в силу этого Закона обязательных постановлений и свода обычаев соответствующего морского порта;
— организовать мероприятия по сбору информации о гидротехнических сооружениях частной формы собственности и земель водного фонда, отведенных для строительства объектов портовой инфраструктуры;
— с учетом информации по инвентаризации имущества и земельных участков государственных предприятий-морских портов и информации о гидротехнических сооружениях частной формы собственности и земель водного фонда, отведенных для строительства объектов портовой инфраструктуры, определить границы территории и акватории каждого морского порта;
— организовать мероприятия по сбору информации о частных субъектах хозяйствования, деятельность которых связана с обслуживанием
судов, пассажиров и грузов, промышленных предприятий на территориях расположения государственных предприятий-морских портов и территориях, которые с ними граничат, в частности о формах и условиях их сотрудничества с государственными предприятиями – морскими портами.
Функционирование баз-стоянок маломерных судов на территории Одесской области
Согласно пунктам 27, 28 постановления КМУ от 27.07.1998 г. № 1147 “О пограничном режиме” необходимыми условиями функционирования баз для стоянки маломерного флота являются определение областной государственной администрацией мест для их обустройства и проведение ежегодного обзора до начала навигационного сезона образованной районной госадминистрацией комиссией, в состав которой
включается представитель государственного органа, осуществляющего надзор за безопасностью судоходства и регистрацией судов.
Согласно Указу Президента Украины от 8.04.2011 г. № 447/2011 таким органом определена Государственная инспекция Украины по безопасности на морском и речном транспорте, функции которой в Одесской области выполняет Одесское межрегиональное управление Государственной инспекции Украины по безопасности на морском и речном транспорте. Управлением морехозяйственного комплекса,
транспорта и связи Одесской областной государственной администрации разработан и внедрен механизм определения фактических мест расположения баз-стоянок маломерного флота в Одесской области. Распоряжением главы облгосадминистрации от 29.03.2012 г. № 284/А-2012 (с изменениями) определен перечень мест обустройства пристаней, причалов и пунктов базирования маломерных судов и других
плавсредств в Одесской области, в который по состоянию на 12.06.2012 г. (распоряжение № 572/А-2012) вошли 54 базы для стоянки маломерного флота. По информации Одесского межрегионального управления Государственной инспекции Украины по безопасности на морском и речном транспорте на 14.06.2012 г. проведена проверка 28 баз для стоянки маломерного флота, расположенных в его зоне наблюдения, положительное заключение относительно пригодности к эксплуатации в период навигации 2012 г. получили лишь 6 баз.
Автор: Александр Илько, начальник управления морехозяйственного комплекса, транспорта и связи Одесской областной государственной администрации
Источник: Транспорт. – 2012. – № 28. – С. 78 – 82.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *